Пивной рынок России: итоги и перспективы

Десять лет шла гонка по объему производства солодового напитка и завоеванию пивного рынка в России, в которой принимали участие ведущие производители. Битва за симпатию потребителей разворачивалась на экранах телевизоров, рекламных площадях на билдбордах, в журналах, радио, последнее время она шла в интернете.

Пивоваренные заводы, делали акцент на замену водки своими продуктами, но несмотря на рост потребления пенного напитка в 5 раз за 15 лет, полная замена не удалась. С 2000 по 2010 год, объемы производства продаж практически оставались неизменными, а тренд денежных прибылей был восходящим. С первого полугодия 2010-го рынок упал на 5%, это выражалось как в объемах, так и в прибылях.

А кто же в этом виноват? Государство? Всё может быть, т.к. акцизы на пиво были повышены на 200%, что повлияло на подъем цен (9 рублей за пиво крепостью от 0,5 до 8,6%.), но по сравнению с крупными компаниями, продажи небольших пивоварен и импортных партий пива выросли. Теперь обычного потребителя не привлечь, массовым производством порошковой и солодовой продукции.

Крупные иностранные компании прогнозировали рост российского пивного рынка, но это и понятно, т.к. они главные инвесторы и игроки, которые его формируют. Незыблемым ледоколом, который по сей день отбивается от нападок аизбергов-чужеземцев, остается «Очаково».
По итогам 2010-го года, все крупные заводы закончили в минусе, например, объем продаж пивоваренной компании «Балтика» уменьшился на 12%, а выручка на 15,4 процента. Продажи продукции концерна Heineken N.V. в Центральной и Восточной Европе сократились на 10%, а прибыль на 6,7 процента. И это ещё не такое большое падение, как прогнозировали аналитики и экономисты. Отдельных финансовых отчетов по России у концерна нет, но очевидно, что главная причина ухудшения общих финансовых показателей кроется именно в нашей стране, потому что в других регионах потребление продукции Heineken только возросло.

У «Очаково» производство пива снизилось на 8,2%, а прибыль увеличивать на 9,4%. Казалась бы, что может повредить производителям солодового напитка, низкой ценовой категории? Но позиционирование марки как «дешевый напиток» и удорожание двухлитровой бутылки на 18 рублей подорвало энтузиазм лояльных потребителей бренда. По данным отчетов «Очаково», прибыль выросла за счет расширения ассортимента и охвата других сегментов рынка: кваса, вина, крепкого алкоголя.

У турецкого концерна Efes дела лучше всех, продажи пива в России выросли на 12%, компания пошла на снижение маржи, чтобы обеспечить положительную динамику продаж захватила 1% российского рынка.

Доли рынка


Ежегодно в России производится порядка 10 млрд. литров пива. Объем отечественного рынка, по данным центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, сегодня оценивается примерно в 500 млрд рублей. Место самого крупного игрока рынка неизменно занимает датская Carlsberg Group, а точнее, ее российский актив — концерн «Балтика» (основные бренды — «Балтика», «Невское», «Арсенальное»; лицензионные — Foster's, Tuborg и Carlsberg). В 2010 году на компанию приходилось 39,7% рынка. Следом идет InBev Anheuser-Busch с 16,2%, выпускающая в России пиво под брендами «Клинское», «Толстяк», «Сибирская корона», Stella Artois, Beck's, LоwепЬгаu и Stагоргаmеп. Замыкает тройку лидеров концерн Неinеkеn N.V. (Неinеkеn, Amstel, «Бочкарев», «Охота», « ПИТ») с долей в 11 ,7%. Еще два крупных производителя — Efes (Efes, «Старый мельник», «Белый медведь», «Сокол» ) и SABMiller (Miller, Ноlstеn, «Золотая бочка», «Три богатыря», Velkopopovicky Kozel, Pilsner Urquell) — занимают 10,7 и 7% российского рынка соответственно. Примерно 5% держит компания «Очаково».
Объем отечественного рынка, по данным центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, сегодня оценивается примерно в 500 млрд рублей

Кружка меньше – бутылка больше


Частные пивоварни контролируют около 5% рынка пива и за последние полтора года приумножили свою долю почти вдвое. Производство Knightberg в 20 11-м начало заметно расти, объем увеличился в 2 раза, это достигнуто преимущественно с выведением на рынок новых сортов.

Магазины живого пива начали активно открываться в России в 2006- 2007 годах. Сегодня в Москве насчитывается 150 точек продаж разливного пива. Сетевых игроков среди них мало, большинство бизнесменов ограничиваются одним-двумя розничными объектами. Кто-то ругается на обилие торговых точек по продаже разливного пива в спальных районах, на шум, который создают местные выпивохи под окнами, но это неизбежно. Спальные районы это беспроигрышный вариант, по созданию сети подобных магазинов, т.к. делать по большому счету в них нечего, и потенциальных покупателей больше.

Раньше новые магазины открывались чуть ли не каждый месяц, и только в последние полгода их количество стабилизировалось, ни увеличение акцизов, ни кризисные времена не отразились на выручке точек с живым пивом. У народа всё хорошо, народ пьёт, у народа всё плохо – народ пьёт.

Дистрибьюторы импортного пива отмечают, что их продажи тоже растут. Хотя по-прежнему его доля на российском рынке очень невелика — примерно 1%, спрос продолжил повышаться и в 2011-ом году. С начала 2011 года в «заморском» сегменте продажи подскочили на 10-15%. Акцизная ставка для ввозимого в страну напитка точно такая же, как и для отечественного. Но здесь она никакой роли не сыграла, ведь импортная продукция и так стоит дорого. Между стоимостью бутылки в 100 рублей и в 104 разница почти не ощущается. Когда же пиво дорожает более чем на 20 рублей, это действительно может быть существенно.

Отыграть у лидеров рынка значительные доли мелкие производители, безусловно, не смогут, но они получили хороший шанс упрочить свои позиции. Несмотря на перипетии с акцизами, налицо изменение предпочтений потребителей в сторону более дорогих напитков с «добавленной ценностью»: рост наблюдается в сегментах живого и импортного пива. Доля частных пивоварен будет только расти: у них еще довольно значительный потенциал, люди наконец распробовали живое пиво и начали его покупать, но не понятно на сколько оно живое.

Растет благосостояние людей, соответственно, увеличиваются и продажи импортного и живого пива, но потребителей дешевого напитка в бутылках все равно всегда будет больше, например студенты, не могут позволить себе качественного спиртного.

Перспективы рынка


Возможно, падение показателей крупных игроков объясняется просто: к повышению акцизов рынок готовился заранее. В России акцизный налог платит производитель, и, когда становится известно о его повышении, а соответственно, и об удорожании пива, трейдеры закупают большие объемы сразу, а потом продажи крупных компаний падают.

Эксперты уверены — отечественный пивной бизнес претерпевает большие перемены. В Госдуме сейчас рассматривается новый законопроект, который не только существенно ограничивает продажу ячменного напитка, но и узаконивает производство суррогатов, то есть спиртовых смесей с ароматом пива. В какой редакции его примут, пока неясно, но очевидно, что ничего хорошего из этого не выйдет.

Суррогаты, будучи дешевле, вытеснят с прилавков как раз массовую дешевую продукцию. Прибавьте к этому грозящие ограничения на продажу крепкого пива в ларьках и обязательное лицензирование продукции.

16 комментариев

avatar
Плюсану пожалуй, т.к. отчасти это и моя работа :-)
Где-то читал о то что повысили акциз на хмель и солод, и удорожание будет натурального продукта, суррогаты станут править рынком.
avatar
мини опрос: кто что пьет? как часто? в каких количествах?
avatar
Виски и ром, если один — то хватает пары бокалов, а если с друзьями то как получится.
avatar
Пью иногда, по праздникам или при необходимости расслабиться, провести время с друзьями.
avatar
не знала, что у нас осталась только одна крупная пивоваренная компания, да и та с качеством, по сравнению с конкурентами, подкачала
avatar
Кто же не помнит в свои ранние студенческие годы Очаково крепкое медовое, не одну ночь в компьютерном клубе этот пенный напиток скрашивал своим алкогольным содержимым.
avatar
Толстяк ещё и Сибирская корона :-)
avatar
Стоит ли пить пиво в алюминиевых банках?
Производители всегда оставляют защитный слой на поверхности такой посуды. Пивные банки используются один раз, поэтому защитный слой не повреждается и пить из неё пиво абсолютно неопасно. Что касается обычной (стало быть, многоразовой) алюминиевой посуды, то её защитный слой постепенно стирается. А молочные продукты и уксус дополнительно разъедают его. Иными словами, рано или поздно овсянка на молоке перестанет быть такой полезной. Важно и то, что сейчас помимо алюминия производители добавляют в посуду другие вещества, которые ещё более опасны для жизни.
не пивом едины, уже от натуральности у продуктов осталось только название, а рецепторы многих людей не воспринимают вкуса еды без усилителей…
avatar
Это всё к чему? К тому из чего сделана кухонная утварь для приготовления пищи?
avatar
Да я читал где-то или смотрел, что натуральные продукты не вкусны большинству, поэтому народ переходит на химию :-(
avatar
Смотреть футбол и другие спортивные состязания – вредно. За один день Еврокубка выпивается 500 000 литров пива и оставляют после себя 50 тонн мусора, в том числе и пивные банки (бутылки).
avatar
Не стоит забывать про нервные клетки соседей, которым этот весь спорт и боление до лампочки!
avatar
Исследования, проведенные в США, поставили многих ученых в тупик. Целью эксперимента было выяснить, как воздействует алкоголь, который употребляли в детстве и подростковом возрасте, на интеллектуальное развитие индивидуума, каковы его последствия в будущем.

Были взяты группы людей, которые разделили по признакам вроде «глупый», «смышленый», «очень смышленый». Затем через каждые десять лет у них измерялся уровень интеллекта. В итоге ученые ожидали обнаружить то, что люди, которые употребляли алкоголь в детстве в том или ином виде, будут соответственно с более низким IQ. Но результаты дали обратную картину. Наиболее высокие результаты продемонстрировали как раз те, кто употреблял алкоголь в детстве и подростковом возрасте. Причину ученые объяснить не могут.
avatar
Не знаю как в других городах, но у нас в ближайшем супермаркете даже пиво после 23:00 не купить.
avatar
может оно и к лучшему ))))
avatar
Всё упирается в деньги, если есть желание и средства — то можно дойти до ближайшего клуба и купить, пару бутылок текилы, виски, абсента :-)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.